Вот кое что:
Режиссер фильма Вадим Соколовский считает возможность соприкоснуться со сказочным жанром большой удачей: «Я счастлив, что мне представилась возможность снять первый российский кинопроект Disney. Работа с корифеями российского кино, высокопрофессиональной продюсерской командой и молодыми талантливыми актерами - это то, о чем может мечтать любой режиссер».
Работа над любым фильмом начинается с работы над сценарием. Сценарист фильма Анна Стaробинец комментирует работу над «Книгой Мастеров» следующим образом: «Тема сказки сейчас очень актуальна – как в кино, так и в литературе. Это один из самых востребованных жанров. Недаром для обозначения потребителя этой сказочной продукции появился даже специальный термин «кидалт» - производное от kid и adult, помесь ребенка и взрослого. Можно много спорить о том, полезна ли такая популярность сказки. Лично я - за сказку. Жить в мире, который готов впустить в себя чудесное, интереснее, чем в мире научного прогресса и сухих цифр. Не говоря уж о том, что популярные нынче фильмы-сказки для семейного просмотра - неплохой цемент для укрепления семьи. В такой сказке каждое поколение находит для себя что-то свое (взрослые – специфический юмор, подростки – приключения и битвы, дети помладше – красочное волшебство). В моем детстве таких фильмов, кажется, не было. Были фильмы для детей, родителей они мало интересовали, и я их смотрела одна».
Когда сценарий был готов, начался кастинг актеров. Исполнителя на роль главного героя искали несколько месяцев по всей России, в итоге роль досталась молодому актеру Максиму Локтионову, студенту третьего курса Театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Это его первая роль в кино.
Чтобы воплотить сказку в жизнь понадобилось объединить усилия многих специалистов. За кадром всегда остается огромная работа, проделанная каждым членом съемочной группы. Художественный руководитель проекта Елена Шкатова рассказывает о технических аспектах съемочного процесса: «Одну из центральных ролей с точки зрения реквизита сыграл волшебный камень Алатырь. По сюжету Алатырь постепенно высекается из каменной глыбы. Так как съемки редко проходят в хронологии сценария, то необходимо было в любой момент времени иметь возможность поставить в кадр Алатырь на определенной стадии создания. Для реализации этого был создан камень-трансформер: изготовленный финальный вариант камня являлся основной, центральной частью, которая в любой момент времени могла «обрасти» различными элементами, превращаясь по мере добавления каменных частей в глыбу».
Натурные съемки фильма «Книга мастеров» проходили под Минском - в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта. Специально для фильма были построены декорации затерянной в чащобе избы Бабы Яги – деревянный сруб, окруженный частоколом из бревен трехметровой высоты и Барские Хоромы, которые многие посетители музея принимали за экспонат. Многие элементы декораций и реквизит уникальны, они созданы специально под этот конкретный мир Ивана, Бабы-Яги, Каменной Княжны и других персонажей.
Во время натурных съемок творческой группе фильма не повезло с погодой: лил сильный дождь, небо было затянуто тучами, дул ветер. Во время переезда с одной площадки на другую машины застряли, так как вся дорога была размыта, и съемки проходили глубокой ночью. Справиться с ситуацией помог армейский тягач. Только благодаря ему машины смогли добраться до следующего места съемок. В одном из кадров по сценарию была ясная солнечная погода, а в день съемок полил дождь. Чтобы выйти из ситуации, был придуман зонтик для Бабы-Яги.
Не обошлось на съемочной площадке и без курьезов. Лия Меджидовна Ахеджакова захотела, чтобы на натурной съемке возле избы Бабы-Яги был кот. Так как в сценарии кота не было, кота искали срочно на месте, в соседней деревне. Натурная съемка происходила в Белоруссии. А съемки внутри избы происходили уже в Москве, где предполагалось снимать других животных. Однако ближе к съемкам решено было вызывать именно кота из Белоруссии. Пришлось срочно делать прививки и оформлять ветпаспорт для транспортировки через границу. Один из реквизиторов был приставлен к коту в качестве дрессировщика (это необходимое условие для допуска кота в павильон). В одном из кадров кот должен был набрасываться на еду, которую ему дает Баба-Яга. Так как кот был очень ласков и общителен, вместо того, чтобы приступить к трапезе, он растянулся посередине кадра и буквально «потребовал», чтобы члены съемочной группы чесали ему живот. Кот в итоге стал не менее важным актером, чем остальные. В перерывах между съемками он нежился на балконе в соседней декорации, а после смены отправлялся в корзине домой к реквизиторам. Так как съемочные дни кота растянулись, хозяйка не успела его забрать, и поэтому в Белоруссию он ехал самостоятельно, с отдельным билетом и в компании проводника.
Немаловажную роль в сказке играют костюмы. Сказочные герои должны выглядеть волшебно. Их костюмы должны иллюстрировать их внутренний мир. Так для Каменной Княжны было сшито семь костюмов, самый тяжелый из которых весит более 10 кг.
Не последнюю роль в создании сказочной атмосферы в фильме играет музыкальное сопровождение. Композитор фильма Юрий Потеенко рассказывает: «Помимо своей основной функции, музыка к сказке выполняет еще и стратегическую задачу. Музыка вырисовывает образы, иллюстрирует действие. Подбор музыки в сказочном жанре намного шире, чем в любом другом. Сказочная музыка не присутствует "третьим глазом”, как часто бывает в других жанрах, а является действующим лицом. Порой - немножко шутом, который подтрунивает, вступает в диалог с героем».